Политическая обстановка в мире в сороковые годы была накалена до предела и мода также отражала накалившуюся ситуацию.
Перед началом войны, в результате широкого развития массового спорта, сформировался так называемый советский стиль, который можно назвать спортивным — универсальная одежда для всех случаев жизни.
Но начавшаяся ужасная война заморозила моду и в этот период ее практически не было.
В конце войны в СССР стало появляться много трофейных вещей и этот период сороковых годов породил «трофейную моду». Стали носить привезенные вещи, в том числе шикарные, пользоваться французскими духами и другими дорогими вещами, что ранее считалось роскошью. Но это был очень короткий период, а начавшаяся холодная война похоронила этот процесс.
Продолжил развитие женский спорт. Вновь начали работу отечественные дома моды и стал активно развиваться советский стиль с обтекаемым силуэтом, подчеркивающим спортивность. Накладные плечики продолжали быть важным элементом, который создавал женщине визуально мужественный образ, напоминавший викторианскую эпоху. Модным аксессуаром были меховые чернобурые горжетки и воротники. А в мужской моде появился двубортный костюм.
Характерным явлением были туфли на платформе. Они были созданы еще в конце тридцатых, но в моду вошли именно в послевоенный период сороковых.
Огромное влияние на моду сороковых оказали латиноамериканские мотивы, более всего повлиявшие на моду головных уборов. Это пуэрториканские тюрбаны с сахарных плантаций Кубы.
Вернулись вуалетки с мушками из прошлых времен. Шляпы с вуалетками, цветами и другими украшающими элементами выпускались в промышленном масштабе. Вообще, в тот период было не принято выходить на улицу с непокрытой головой, поэтому головной убор был очень важной частью костюма.
Стремительно вошла в моду яркая, красная губная помада. Но это повлияли трофейные фильмы, где все женщины пользовались такой губной помадой, а также выщипанные брови накладные ресницы — это тоже влияние западной моды через трофейный кинематограф.
В прическах того времени характерен открытый лоб, завитые волосы, а модным цветом был рыжий.
Среди трофейных вещей большое внимание привлекли пеньюары. По сути это ночные рубашки, но они были столь красивы, с отделкой и вышивкой, что также стали модными у советских людей.
К концу сороковых в моде зародилось движение стиляжничества. Стилягами были преимущественно студенты. Эксцентричность и экстравагантность стиляг выглядела своеобразным протестом и альтернативой однообразию и унификации массовой советской одежды. Стиляги подражали французскому стилю, который был создан Кристианом Диором. Это разноцветные, клетчатые и полосатые пиджаки, вызывающе яркие и огромные галстуки, цветастые рубашки с большими воротниками, обувь на каучуковой платформе, которую кустарным способом наплавляли на обычную подошву. Всевозможную шокирующую обывателей одежду стиляги, как правило, шили сами или на заказ. Общество в целом относилось к этому явлению негативно, стиляг осуждали на собраниях, а на улицах и вовсе могли порвать одежду и даже побить. Борьба со стилягами показала, что мода может влиять на идеологию государства и к ней стали относиться более серьезно.
Вместе с этим движением в обществе появилось такое понятие, как фарцовка — спекуляция на дефиците. Фарцовщики поставляли импортные товары, которые не продавались официально. С ними государство боролось, но не смогло победить и фарцовка была в советском обществе все время его существования.
В конце сороковых годов промышленность еще не полностью восстановилась, но, несмотря на это, в продаже появилось много тканей, наиболее популярными из которых были ситец и штапель. Из ситца люди сами шили одежду на себя и свою семью.
В десятилетие сороковых мода в СССР становится все более советской.