Мода двадцатых годов отразила все тяжелые испытания, которые выпали на долю страны в это тяжелое десятилетие. С 1920 года до 1923 года в стране был военный коммунизм и еще не полностью устранены последствия гражданской войны.
Вторым периодом было время НЭП. Европейские и американские силуэты с заниженной талией завоевывали популярность. Заниженная талия в одежде нивелировала все типы женских фигур. Этот период начался в 1920 году с моды на платья, которые из-за внешнего вида были похожи на мешки.
Первые модели этих платьев появились в 1910 году, а в России распространились уже в канун революции 1917 года. Красиво выглядели модели, выполненные в византийском стиле, на которых не была обозначена талия.
В 1918-19 годах произошла переориентация в выборе тканей — шелк с вышивкой и незатейливой аппликацией стал преобладать в дизайне модной одежды. Линия талии еще не обозначена.
Мода двадцатых годов строилась в других геометрических формах и пропорциях. Произошли существенные изменения в длине и покрое.
Это были годы начала движения женской эмансипации. Женщины стали работать и заниматься тяжелым трудом. В связи с этим менялись контуры одежды — сглаживались и скрывались те части женской фигуры, на которых раньше акцентировалось внимание. Наиболее удобным этого был прямоугольный силуэт платьев со сниженной талией. Вместе с этим шло постепенное укорачивание юбок. Продолжалось это вплоть до 1929 года, когда такие изменения привели к созданию стиля унисекс.
В середине десятилетия один французский писатель опубликовал повесть, главной героиней которой была девочка подросток, одевавшаяся как мальчик. Такая «мальчуковость» стала очень популярной в Европе к концу десятилетия проникла и в Россию. Но парижская мода «Le garson” в нашей стране принимала курьезные формы. Это проявлялось в мужских прическах, мужских головных уборах и обуви. Все эти перемены выглядели прямо революционными преобразованиями.
Нечто подобное происходило и в самом обществе. Появились лозунги, призывающие к проживанию большими коммунами в общежитиях совместно мужчин и женщин и коллективному отдыху. Этим занималось скандально известное общественное движение «Долой стыд». Впрочем, оно просуществовало недолго и было распущено под влиянием холодного климата и общественного мнения, а в обществе снова утвердилась обычная одежда.
В это десятилетие мануфактурный кризис, вызванный войной, еще не миновал и поэтому в дело пошли довоенные старые вещи, из которых кроили новую одежду. Недостаток платьевых тканей заставил обратиться к холщовым тканям и льняным полотенцам. Эти материалы украшались вышивкой и выглядели оригинально. Кустарное творчество стало популярным. А на Парижской выставке 1925 года русские кустарные наряды были отмечены премией за оригинальность и самобытность.
В обществе того времени велись горячие дискуссии о том, какой быть моде: стильной европейской, или надо вернуться к исконной русской одежде. Агрессивная, но популярная группа настаивала на том, что мода — это буржуазный пережиток, а надо ликвидировать неравенство и хотела конструировать одежду для масс.Они предлагали одежду, в которой можно было с утра работать, а вечером играть в театре Мейерхольда, который был большим сторонником этого мнения. Их называли конструктивистами. Им принадлежит заслуга создания универсального комбинезона для работы и отдыха. Их идеи не были реализованы в то время по причине всеобщего дефицита, но всплыли в восьмидесятые основным акцентом.
Это десятилетие прославилось также модой на отделку наряда. Самой модной была отделка экзотическим мехом — зебры, кенгуру, леопардового, и меха дикой обезьяны.
Символами вечерней моды того времени были актрисы знаменитые актрисы эпохи НЭПа, создавшие образ женщины «вамп».
Европейский стиль одежды очень понравился российским модницам, но наступило время, когда над страной опустился железный занавес и отношения СССР с Европой прервались надолго.