Первая мировая война, разразившаяся в августе 1914 года, стала мировой трагедией начавшегося века. Политика привела к радикальным изменениям в обществе, что, безусловно, принесло изменения и в моду. Неожиданно быстро пропала мода на стиль «модерн» — он не вписывался в новую жестокую военно-историческую реальность.
Война изменила направление моды в ХХ веке. «Военные» мотивы начинают все чаще проникать в одежду, аксессуары и проч. Это проявляется и в линиях кроя, и в деталях, и в цвете. Пальто, застегивающиеся как солдатские шинели, высокие воротники по военному фасону и т. д.
На войну ушло большинство мужского населения страны и женщинам пришлось выполнять мужскую работу на фабриках, заводах, во всех отраслях промышленности. Праздничная одежда становится неактуальной, а на первый план выступают практичные и удобные модели с минимумом украшений и прочих излишеств. В мрачной военной атмосфере страны людям в первую очередь хотелось согреться, защититься и в моду стал входить упрощенный покрой и использование мужского фасона, укоротились подолы юбок, а многие женщины оценили удобство формы и ее простоту, стали носить брюки. Популярность приобретают накладные карманы и пояса с массивными пряжками. Очень модным был плащ «тренчкот» из водонепроницаемого габардина по образцу военных британской армии.
Появились передние застежки на юбках и блузах, шляпки, похожие на пилотки, прямые пальто неброского цвета, отложные воротники. И стал неожиданно моден белоснежно белый цвет милосердия. На этом фоне меняется и отношение к женщине в обществе.
Большинство модных домов сократили выпуск эксклюзивных вещей, поскольку сильно сократился ассортимент тканей и значительно выросла цена на них. Начало развиваться домашнее шитье и рукоделие. Увеличилось количество различных журналов, печатающих и продающих выкройки и описания своих моделей. Широкое распространение приобретают вышивка, вязание, макраме. Появляется большое количество портных, шьющих на заказ добротно и недорого.
Вызывающая пышность дамских нарядов в Европе на фоне войны породила массовую кампанию против роскоши. Появились общественные движения и объединения против высоких расходов и роскоши в тыловой жизни. Дорогие вещи и украшательство становятся неприличными и на эту тему были прочитаны целые серии лекций в Лондоне и Париже. В этом принимали активное участие политики, ученые и духовные лица, восставшие против экстравагантности и шика. Критика чрезмерных затрат призывала к их сокращению в пользу победы и окончания войны.
Известная в то время законодательница моды призывала к разумной экономии и ссылалась на небогатых женщин, не имеющих средств одеваться у дорогих кутюрье, но являющихся образцом изящества и шика в своей строгой скромности. Появляется тенденция к моде на одежду из дешевых материй и тканей, к чему раньше относились пренебрежительно. Также характерно почти полное исчезновение тканей ярких расцветок. Главным качеством одежды в период первой мировой войны становится практичность. В обществе укрепляется мнение, что дешевизна совсем не мешает выглядеть элегантно. Такое мнение становится преобладающим среди светских женщин Европы.
После окончания войны женская мода не вернулась к прежним стандартам. Установился новый ритм жизни, который задал тенденции в послевоенной моде. Стали превалировать комфорт и удобство в одежде, позволяющей свободно двигаться, ушли в прошлое корсеты.
В моду вошла одежда, удобная и на работе, и на отдыхе.
Мужская мода, безусловно, испытала наиболее сильное влияние военного времени. Форменная одежда прочно вошла в обиход за счет своего удобства, доступности и практичности.